В целях установления для указанных несовершеннолетних иностранных граждан, проживающих за пределами Российской Федерации, максимально упрощенного порядка получения российского гражданства
Дата внесения в ГД: 17 февраля 2017 года
Целью предлагаемых законопроектом поправок является создание максимально упрощенного порядка получения российского гражданства проживающим за рубежом ребенком, один из родителей или усыновителей которого - гражданин Российской Федерации, либо приобретает гражданство Российской Федерации.
Необходимость поправок обусловлена тем, что в настоящее время в случае конфликта в семьях требование Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" об обязательном согласии родителя-иностранца зачастую становится непреодолимым препятствием для оформления российского гражданства ребенку, проживающему за рубежом и являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, у которого один из родителей или усыновителей имеет гражданство Российской Федерации, либо приобретает гражданство Российской Федерации, а второй - иностранный гражданин.
При этом отсутствие у ребенка российского гражданства приводит к невозможности защиты его интересов со стороны России (в том числе посредством оказания дипломатической и консульской поддержки), а также существенно затрудняет реализацию родителем- соотечественником хотя бы минимального объема родительских прав, гарантируемых законодательством Российской Федерации.
Ситуация усугубляется тем, что у ребенка, постоянно проживающего за рубежом, являющегося гражданином иностранного государства, один из родителей которого - гражданин России, подлинная устойчивая связь имеется прежде всего с государством постоянного проживания. Соответственно, родитель-иностранец оказывается в более выигрышном положении с точки зрения реализации своих родительских прав, поскольку в его распоряжении имеется весь комплекс правоприменительных механизмов, предусмотренных законодательством иностранного государства.
Такое неравенство в правовом положении родителя-иностранца и родителя - гражданина России противоречит статье 61 Семейного кодекса Российской Федерации, закрепляющей за обоими родителями равные права и обязанности в отношении своих детей (принцип равноправия родителей, как известно, распространяется не только на внутрисемейную сферу, но и на прочие области общественных отношений, в том числе касающиеся гражданства). Законопроект призван уравнять обоих родителей в правах, гарантируемых статьей 61 Семейного кодекса Российской Федерации.
Настоящий законопроект устраняет также неравенство в решении вопроса о гражданстве родных и усыновленных детей, устанавливая равные права усыновителей и родителей в вопросе приобретения гражданства детей, что отвечает статье 137 Семейного кодекса Российской Федерации, которая уравнивает усыновителей с родственниками по происхождению и усыновленных детей с родными детьми в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях.
Принятие настоящего законопроекта снимет имеющееся в действующем законе неравенство в праве родителя-гражданина Российской Федерации на приобретение российского гражданства своему или усыновленному (удочеренному) ребенку, в зависимости от места проживания родителя и ребенка: на территории Российской Федерации или за рубежом.
Возможность принятия в российское гражданство ребенка посредством одностороннего волеизъявления родителя-соотечественника - гражданина России без согласия родителя-иностранца не противоречит существующим международно-правовым подходам к проблематике гражданства детей. Так, в статье 7 Конвенции ООН о правах ребенка предусмотрено обязательство государства - участника Конвенции предоставлять детям гражданство в соответствии с его законодательством. При этом требование о согласии обоих родителей на предоставление ребенку гражданства того или иного государства в Конвенции не содержится.
Вопрос об отмене требования о получении согласия родителя- иностранца настойчиво ставится организациями и частными лицами из числа соотечественников, проживающих за рубежом в многочисленных обращениях, поступающих в Государственную Думу.
При этом имеется целый ряд широко известных конфликтов, при урегулировании которых фактор наличия или отсутствия у ребенка российского гражданства сыграл первостепенную роль.
Таким образом, принятие предлагаемых поправок будет способствовать созданию дополнительного механизма защиты интересов российских граждан, проживающих за рубежом, а также подкрепило бы усилия Российской Федерации по налаживанию и развитию более тесных связей с зарубежными соотечественниками.
Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении (рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, представленного ответственным комитетом)
Результат: 13 апреля 2017 года было принято решение назначить комитет-соисполнитель
Документ: Протокол заседания Совета ГД №41