Работа

Проекты

О личном

Архив

Институт советников депутата

Деятельность Института
26 марта 2019 8:04
Проблемы и перспективы развития сферы торговли обсудили с бизнесом в Торгово-промышленной палате в Вологде.
Проблемы и перспективы развития сферы торговли обсудили с бизнесом в Торгово-промышленной палате в Вологде.

К сожалению, сегодня региональная торговля переживает не самые лучшие времена. Снизилась покупательская способность населения, бизнес несет убытки. Параллельно происходит закручивание гаек во всякого рода регулировании, бизнес не успевает подстроиться под новые правила. Сильно отстаёт местная торговля и от федеральных сетей, которые с космической скоростью поглощают рынок.

Что со всем этим делать?

Волшебной палочки тут не существует. В первую очередь, бизнесу необходимо самому быстрее реагировать на вызовы, искать новые формы и подходы организации процессов, работать над маркетингом.

Это особенно актуально в конкурентной борьбе с федеральными сетями. Главное преимущество перед ними у местного бизнеса есть - это качество продуктов. В Верховажском районе фермер Александр Мызин закупил специальные цистерны по продаже свежего молока в розлив. Эти автолавки ездят по деревням района. Так вот молоко там в магазинах больше не покупают, ждут мызинскую цистерну!

Спрос на фермерские товары сегодня высочайший. В Москве созданы целые сети под фермерскими брендами. Грех не использовать такой подход региональной торговле, где до фермеров рукой подать. Но пока наш бизнес не показывает здесь успехов.

Федеральные игроки вообще на всех фронтах демонстрируют более грамотный маркетинг и гибкий подход. Не идёт продажа Иван-чая? Совмещают лавку с чайной и кондитерской. Не продаётся фермерское мясо? Предлагают готовые продуктовые наборы для приготовления первых и вторых блюд с этим мясом и доставкой на дом. 
Как применить такой подход к сельской местности? К примеру, объединить магазин с пекарней или пунктом приёма дикоросов от населения. Но пока что подобных многоформатных магазинов в наших деревнях я не встречал.

Что уж говорить о более продвинутых технологиях... Онлайн-продажи через приложения в телефонах, доставка любых товаров на дом, всевозможные удобные способы оплаты, - эти сервисы региональному ритейлу ещё предстоит освоить.

Всё вышесказанное - ответственность предпринимателя. Но государство не должно ставить его в ситуацию одинокого воина в поле! Власть обязана помогать бизнесу, создавать условия для развития, а не придумывать новые и новые барьеры.

Порой, требования закона вообще сложно объяснить логикой. 
Например, продажа молока в розлив в магазинах сегодня запрещена, а на рынках разрешена. Почему и главное зачем? Ведь проигрывают все: производитель, бизнес, покупатели и само государство, которое не получило со всех троих налоги, потому что один не смог сбыть, второй продать, а третий купить.

Другой пример. Власти объявили войну ларёчникам, во многих городах их снесли. А спустя время Минпромторг заявил о поддержке этого вида торговли и возвращении ларьков на улицы. Где логика?

Такие примеры убеждают - регулирование торговли должно быть осторожным. Законодательные коррективы для начала необходимо обсуждать с привлечением всех интересантов. Для этого, прежде всего, необходим четкий и конкретный запрос от бизнеса.

Но запуганный бизнес, к сожалению, предпочитает сегодня молчать и выполнять даже то, что не обязан. Так произошло, к примеру, с онлайн-кассами и ЕГАИС. Каждый мой выезд в районы области начинается и заканчивается жалобами на трудности внедрения этих систем, потому что интернета в большинстве сельских территорий нет. Обратился в Правительство РФ, получил ответы сразу от нескольких министерств о том, что территории со слабым интернет-покрытием или его отсутствием освобождаются от исполнения закона. А бизнес уже вложился, понёс убытки. Поэтому любые изменения должны оперативно разъясняться бизнесу через имеющиеся институты: департаменты и управления торговли, союзы и объединения, кооперацию. И организовать это разъяснение - задача власти.

Это лишь малая часть того, что мы успели коснуться на нашей первой встрече с торговлей в ТПП. Договорились подготовить конкретные предложения по направлениям торговли, которые обсудим в следущий раз, чтобы затем переформатировать их в законодательные инициативы. Если у вас есть предложения, пишите в мою онлайн-приемную на сайте eshulepov.ru.