Работа

Проекты

О личном

Архив

Законопроекты, внесенные депутатом



Всего депутатом внесено законопроектов: 213



812687-7 О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (об информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство)

 

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» разработан для устранения правовой неопределенности, возникающей при получении информированного добровольного согласия (далее – ИДС) пациента на медицинское вмешательство в рамках оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи
вне медицинской организации.

Согласно статье 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323), необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача ИДС гражданином
или его законным представителем на медицинское вмешательство
на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Как определено в статье 2 Федерального закона № 323 медицинское вмешательство – это выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и/или медицинских манипуляций. Таким образом, любое действие медицинского работника, оказывающего «скорую медицинскую помощь» по отношению к пациенту, можно считать медицинским вмешательством (опрос, осмотр, манипуляция, инъекция), а значит на любое такое действие необходимо получение ИДС.

В соответствии с пунктом 9 статьи 20 Федерального закона № 323, допускается медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного
из родителей или иного законного представителя для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю. Однако проблема в том, что законодательством четко не определено, какие случаи и состояния считать угрозой, а какие нет. Не описаны заболевания, патологические состояния, признаки, свидетельствующие именно об угрозе жизни. Не обозначен механизм определения угрозы. Кроме того, состояние больного может не быть угрозой для жизни в конкретную минуту,
но неоказание помощи приведет в последующем к угрожающему жизни состоянию. Например, при задержке с оказанием неотложной медицинской помощи при гипертоническом кризе (угроза здоровью) возможно осложнение геморрагическим инсультом (угроза жизни) в течение нескольких минут.

В условиях оказания «скорой медицинской помощи» определить способность пациента понимать и осознавать значение своих действий (согласие либо отказ от медицинского вмешательства) бывает крайне затруднительно ввиду ряда особенностей оказания скорой медицинской помощи:

- работа с гражданами, находящимися в состоянии психологического стресса, когда человек не способен адекватно оценивать тяжесть своего состояния и угрозу жизни, либо состояние пациента исключает возможность общения с ним и, соответственно, исключает возможность получения
какой-либо информации (перелом челюсти, перелом кисти и т.п.);

- отсутствие на месте оказания медицинской помощи законного представителя несовершеннолетнего пациента;

- массовые дорожно-транспортные происшествия и чрезвычайные происшествия до момента объявления режима чрезвычайной ситуации;

- ограниченное время контакта с пациентом в условиях оказания скорой медицинской помощи.

В случае принятия законопроекта, у медицинских работников скорой медицинской помощи появляется возможность оказать помощь незамедлительно и своевременно. Законопроект устраняет сложившиеся
к настоящему времени противоречия между нормативными правовыми актами в этой сфере, в частности, со статьей 124 Уголовного кодекса Российской Федерации о неоказании помощи больному.

При этом отказ гражданина от медицинского вмешательства должен быть оформлен в соответствии с пунктом 8 статьи 20 Федерального закона
№ 323.

Пункт 1 части 10 статьи 20 Федерального закона № 323 предусматривает, что решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина в связи с его неспособностью выразить свою волю принимается консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, - непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения
в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации).

В условиях оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации собрать консилиум невозможно. Кроме того, в законодательстве
не определено, кто из медицинских работников, прибывших на место вызова в составе бригады скорой медицинской помощи и равнозначных
по полномочиям, должен принимать решение о медицинском вмешательстве.

Законопроектом предлагается устранить данный пробел и включить
в перечень лиц, принимающих решение о медицинском вмешательстве
без согласия гражданина в связи с его неспособностью выразить свою волю, медицинского работника выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенного старшим, при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи вне медицинской организации.

Принятие законопроекта ускорит получение гражданами своевременной и качественной медицинской помощи и позволит обеспечить правовую защищенность медицинского работника выездной бригады скорой медицинской помощи.




Законопроект на сайте Государственной Думы:  https://sozd.duma.gov.ru/bill/812687-7

Возврат к списку