Как показывает правоприменительная практика значительная часть правонарушений, выявляемых органами государственного земельного надзора и должностными лицами органов местного самоуправления, связана с самовольным занятием земель, ответственность за совершение которых предусмотрена статьей 7.1 Административного кодекса Российской Федерации.
Как показывает практика, большинство юридических лиц, являющихся нарушителями земельными законодательства являются субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП) и, следовательно, в соответствии с нормами Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не могут быть включены органами местного самоуправления в план проверок.
Одновременно органы местного самоуправления лишены права проводить внеплановые проверки в отношении данных лиц. Основанием проведения такой проверки для органа местного самоуправления является причинение вреда или угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и пр. Между тем объективная сторона административного правонарушения, выражающегося в самовольном занятии земельного участка, исключает угрозу причинения такого вреда.
В настоящее время орган местного самоуправления проводит контрольные мероприятия без взаимодействия с субъектами МСП на основании плановых рейдовых заданий, а акты рейдовых осмотров направляются в орган государственного земельного надзора. Однако, данный акт не является актом проверки и не может служить основанием для принятия процессуальных решений органами государственного земельного контроля. В результате орган государственного земельного надзора вынужден самостоятельно повторно проводить мероприятие по выявлению нарушений земельного законодательства. В итоге на практике осуществляется дублирование действий по выявлению правонарушений, что создает излишнюю нагрузку на орган государственного земельного надзора, а работу органа местного самоуправления делает исключительно профилактической и практически лишенной смысла.
Положениями статьи 71.1 закреплено право органов государственного земельного надзора проводить внеплановые проверки, в том числе в случаях поступления обращений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов власти и местного самоуправления о нарушении имущественных прав. Такая проверка проводится органом государственного земельного надзора после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений.
Предлагаемые изменения в статью 71.1 Земельного кодекса предусматривают наделение органа муниципального земельного контроля полномочиями по проведению внеплановой проверки по вышеназванному основанию после согласования с органом прокуратуры.
В результате должностное лицо органа местного самоуправления получит право на составление акта внеплановой проверки, который будет направлен в орган государственного земельного надзора для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, а штрафы поступят в местный бюджет, что позволит повысить эффективность осуществления муниципального земельного контроля, предоставит муниципалитетам действенный инструмент воздействия на нарушителей, а также повысит доходность местных бюджетов за счет штрафов.