В настоящее время в условиях сложившейся экономической ситуации возникла необходимость создания альтернативного доллару США средства накопления населения и привлекательного инструмента инвестирования в российскую экономику.
В соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах коммерческие банки реализуют мерные слитки физическим лицам с налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) 20%, а приобретают у физических лиц без НДС в случае, когда физическое лицо забирает слитки из хранилища коммерческого банка. Таким образом, приобретение слитков из драгоценных металлов не рассматривается гражданами Российской Федерации в качестве средства накопления.
По данным Всемирного совета по золоту частный инвестиционный спрос напрямую зависит от системы налогообложения в странах. В Российской Федерации ставка НДС в размере 20% - самая высокая. В то же время во многих странах инвестиционное золото НДС не облагается. Именно поэтому, в Российской Федерации, при производстве 307 т золота (в 2017 году) частный инвестиционный спрос составил только 4 т (1,3% от производства), в то время как в Китае при добыче 453,5 т золота частный инвестиционный спрос составил около 280 т (61% от добычи). В Германии при отсутствии добычи частный инвестиционный спрос на золото составил более 100 т. Аналогичная ситуация существует также в ряде других стран, таких как Индия, США, Таиланд и др.
Следует также иметь в виду, что использование существующих различных налоговых режимов в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней, во-первых, создает неравные условия для ведения этого бизнеса, а, во‑вторых, позволяет использовать нелегальные схемы в виде незаконного возмещения НДС и уклонения от уплаты НДС, что наносит значительный ущерб федеральному бюджету.
В существующих налоговых условиях приобретать лом и отходы выгоднее, чем аффинированные металлы. В 2017 году аффинажными предприятиями было произведено 36,5 т золота из вторичного сырья (при общем объеме производства - 307 т золота). При этом в ювелирной промышленности было использовано около 37 т золота. Указанные данные свидетельствуют о том, что производители ювелирных изделий обеспечивают свою потребность в драгоценных металлах за счет переработанных лома и отходов. Экономическая выгода обусловлена применением режима освобождения от уплаты НДС при продаже лома и отходов драгоценных металлов в отличие от других секторов отрасли, в которых используются иные режимы налогообложения.
Различные режимы НДС в сфере драгоценных металлов создают условия, при которых приобретение лома и отходов драгоценных металлов является более выгодным, чем приобретение аффинированных драгоценных металлов, реализация которых облагается НДС по ставке 20% (до 1 января 2019 года – 18%). В результате использования схем, связанных с ломом и отходами, вместо 12 млрд. рублей, которые должны были поступить в качестве НДС от операций по приобретению аффинированного металла участниками, применяющими общую систему налогообложения, в федеральный бюджет поступил только 1 млрд. рублей. По данным ФНС России, общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, состоящих на налоговом учете и заявивших при государственной регистрации виды экономической деятельности, связанные с производством, переработкой и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней составляет около 980 тыс., а плательщиками НДС среди них являются лишь около 138 тыс.
Таким образом, предлагаемые изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации должны решить следующие задачи:
- исключить возможность применения нелегальных схем уклонения от уплаты НДС;
- использовать драгоценные металлы в качестве альтернативного средства накопления граждан;
- привлечь дополнительные инвестиции в золотодобывающую отрасль;
- установить равные условия участия всех субъектов в сфере оборота драгоценных металлов;
- увеличить налоговые поступления по налогу на прибыль организаций добывающих компаний и банков.
Нормы Федерального закона вступают в силу с 1 января 2020 года.
Очень важный момент связан с освобождением от уплаты НДС при реализации слитков из драгоценных металлов в Казахстане. Учитывая единую таможенную территорию с Республикой Казахстан в рамках Евразийского экономического союза и возможность беспрепятственного перемещения товаров на единой территории, такое освобождение позволит направлять средства и сбережения наших потенциальных инвесторов не в российскую экономику, а в экономику Республики Казахстан, т.е. способствовать дедолларизации других стран.
Реализация данного Федерального закона должна повысить привлекательность инвестирования накоплений российских граждан в золото и способствовать совершенствованию системы налогообложения в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов.