Работа

Проекты

О личном

Архив

Законопроекты, внесенные депутатом



Всего депутатом внесено законопроектов: 213



644026-7 О внесении изменения в статью 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Дата внесения в ГД: 12 февраля 2019 года

Законопроект направлен на усиление административной ответственности за нарушения обязательных требований в области технического регулирования, направленных на создание эффективных и жестких мер воздействия в отношении недобросовестных участников рынка.

В настоящее время основу правового регулирования указанных правоотношений составляет Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), пунктом 1 статьи 1 которого предусмотрено, что им регулируются отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

В силу пункта 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Указанные требования установлены техническими регламентами Таможенного союза, а также межгосударственными стандартами (ГОСТ).

Целями принятия технических регламентов являются, в том числе, защита жизни и (или) здоровья человека, предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей), защита окружающей среды.

В тоже время состав статьи 14.43. КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение требований к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, не содержит в своей конструкции указания на то, с какой целью или по какой причине были допущены указанные нарушения.

Между тем, нарушения указанных выше требований могут происходить по следующим двум основным причинам:

- объективное нарушение технологических процессов, повлекшее за собой несоблюдение установленных законодателем требований;

- умышленное нарушение технологических процессов, технических регламентов, государственных стандартов с целью извлечения необоснованной коммерческой выгоды.

В качестве наглядного примера можно привести нарушения при соблюдении межгосударственного стандарта «ГОСТ 32261-2013. Масло сливочное. Технические условия» (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 2134-ст).

Пункт 5.1.7 указанного стандарта говорит о том, что «жировая фаза масла должна содержать только молочный жир коровьего молока». В соответствии с Таблицей 3 стандарта, масло традиционное должно содержать массовую долю жира не менее 82,5.

Таким образом, при нарушении технологических процессов, обязательных требований при производстве сливочного масла, маркированного как «традиционное», массовая доля жира может быть меньше, что само по себе является составом административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.43. КоАП РФ. Однако в случае частичного или полного замещения молочного жира растительным при производстве масла сливочного имеет место умышленное нарушение технологии и введение в заблуждение потребителя с целью сокращения издержек и хищения у него денежных средств.

Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» установлено, что обман как способ совершения хищения или приобретения права на чужое имущество может состоять в сознательном сообщении (представлении) заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений, либо в умолчании об истинных фактах, либо в умышленных действиях (например, в предоставлении фальсифицированного товара или иного предмета сделки, использовании различных обманных приемов при расчетах за товары или услуги или при игре в азартные игры, в имитации кассовых расчетов и т.д.), направленных на введение владельца имущества или иного лица в заблуждение.

Таким образом, в данном случае умышленное нарушение обязательных требований при производстве с последующим обманом потребителя, на наш взгляд, образует состав хищения.

Между тем содержание и санкции, установленные статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не соответствуют рискам причинения вреда имуществу физических лиц, государственным интересам и не учитывает квалифицирующие признаки, связанные с реализацией ненадлежащего товара неопределенному кругу лиц.

 

В целях устранения указанных пробелов правового регулирования законопроектом предлагается дополнить статью 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях частью 4, которой предусмотреть квалифицирующий признак «получение необоснованной коммерческой выгоды».

Принятие законопроекта не будет иметь негативных экономических, социальных и иных последствий, не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, позволит скорректировать действующую систему административной ответственности за нарушения в сфере законодательства о техническом регулировании и обеспечении единства измерений, а также установить жесткие меры воздействия в отношении недобросовестных участников рынка, а также объективно и дифференцированно назначать административные наказания с учетом характера конкретного правонарушения, степени его общественной опасности и рисков причинения вреда.

Принятие законопроекта не повлечет изменения объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.

 




Законопроект на сайте Государственной Думы:  http://sozd.duma.gov.ru/bill/644026-7

Возврат к списку