Дата внесения законопроекта в ГД: 26 июля 2018 года
Целью проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 36 и 40.1 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» является устранение правовых коллизий, возникающих при осуществлении деятельности кооперативом.
Сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация в настоящее время является важнейшим финансовым институтом развития малых форм хозяйствования на селе. Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (далее – СКПК, кредитные кооперативы) осуществляют деятельность в 60 регионах России.
Основная категория членов СКПК – сельскохозяйственные товаропроизводители – личные подсобные хозяйства граждан, крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские заготовительные и обслуживающие кооперативы, которым сложно оформить получение банковских кредитов.
Во многих регионах России сформирована двухуровневая система СКПК и даже трехуровневая.
Основными функциями кредитных кооперативов последующих уровней, кроме координации деятельности СКПК предыдущего уровня, и их консультирования, является также и выравнивание финансовой обеспеченности путем перераспределения финансовых ресурсов от кооперативов с избыточными ресурсами (передача в кооператив последующего уровня временно свободного остатка фонда финансовой взаимопомощи в форме займа в соответствие с частью 3 статьи 40.1) к кооперативам, имеющим недостаток средств на удовлетворение нужд членов кооператива в заемных ресурсах.
Вместе с тем, в действующей редакции части 2 статьи 40.1 не учтена возможность формирования Фонда финансовой взаимопомощи СКПК за счет источников от получения займов в кооперативах последующих уровней, что противоречит пункту 3 данной статьи.
Также, в части 7 статьи 40.1 для СКПК не предусмотрена возможность выдачи займов кооперативам последующих уровней, а также возможность получения ими займов от кооперативов последующих уровней, что не соответствует возможностям, предоставленным пунктом 3 статьи 40.1., о передаче временно свободных средств СКПК кооперативам последующих уровней для их дальнейшего перераспределения, а также ограничивает уровень взаимодействия СКПК предыдущих и последующих уровней.
В связи с этим, проектом Федерального закона «О внесении изменений в статьи 36 и 40.1 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» предлагается внести поправки к данной статье и устранить правовые коллизии, имеющиеся в действующей редакции Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации».
Кроме того, в статье 40.1 предусмотрена обязанность СКПК страховать риск невозврата займов по случаю смерти или потери трудоспособности заемщика.
Вместе с тем, объекты страхования согласно требованиям Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» не отнесены к объектам страхования, которые отнесены статьей 927 ГК РФ к объектам обязательного страхования.
Более того, Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» не содержит необходимых положений, чтобы это страхование было бы отнесено к обязательному страхованию, как это требуется согласно части 4 статьи 3 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Исполнение требований закона о сельскохозяйственной кооперации при кредитовании членов кооператива – физических лиц путем заключения договоров личного страхования с ними с указанием в качестве выгодоприобретателя - кредитный кооператив, также не соответствует требованиям закона поскольку:
- в этом случае сам заемщик, а не кредитный кооператив, как того требует закон, страхует свой имущественный интерес.
- а обязательность страхования в пользу кредитного кооператива не соответствует требованиям закона, так как согласно части 2 статьи 934 ГК РФ договор личного страхования в пользу лица, не являющегося застрахованным лицом, в том числе в пользу, не являющегося застрахованным лицом, страхователя, может быть заключен лишь с письменного согласия застрахованного лица.
Таким образом, в отсутствие специального закона об обязательном страховании рисков сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, кооперативы оказались в условиях правовой неопределенности, созданной противоречиями между Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», с одной стороны, и Гражданским кодексом РФ и Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», с другой стороны.
Изменения вносятся в целях устранения указанных противоречий и выравнивают условия по исполнению данных обязанностей с другими некредитными финансовыми организациями.
Проектом федерального закона также вносятся изменения в статью 36, в части уточнения сроков проведения общих годовых собраний членов сельскохозяйственных кооперативов.
Учитывая, что в больших по численности СКПК проводятся собрания уполномоченных, а проведение собраний по территориям дислокации членов кооператива об избрании уполномоченных на общее собрание требует значительного времени, то, как правило, кооперативы, назначают даты собрания в соответствии с частью 1 статьи 21 - в апреле года, следующего за отчетным годом.
При этом с учетом нормы, обозначенной в части 8 статьи 36 нарушается срок принятия решений о распределении прибыли и убытков, которое должно приниматься общим собранием не позднее 3 месяцев.
Изменение, вносимое в статью 36, позволит исключить несоответствие по срокам, обозначенным в вышеуказанных статьях.
Принятие проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 36 и 40.1 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» будет способствовать дальнейшему устойчивому развитию сельскохозяйственной кооперации, как основного инструмента для решения общих задач, субъектов малых форм хозяйствования на селе.