Дата внесения в ГД: 19 июля 2018 года
В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившими силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 гю № 69 «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости»», в каждом субъекте Российской Федерации создается одна постоянно действующая комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлен состав комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия), это представители:
- органа исполнительной власти субъекта РФ,
- органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке,
- федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органов или подведомственного ему государственного бюджетного учреждения, наделенного соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа (далее – орган регистрации прав),
- предпринимательского сообщества,
- саморегулируемых организаций оценщиков.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Согласно статьям 390, 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения (земельный участок, объект недвижимости) определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Таким образом, собственники земельных участков, иных объектов недвижимости вправе обратиться с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, поскольку величина кадастровой стоимости определяет размер налоговых платежей.
В то же время, земельный налог и налог на имущество физических лиц являются местными налогами и занимают большую долю в формировании местных бюджетов (например, в городе Чите Забайкальского края в 2017 году данные налоги составили практически 14% поступивших налоговых и неналоговых доходов).
При этом, несмотря на то, что в работе комиссии зачастую принимают участие представители органов местного самоуправления, возможности каким-либо образом повлиять на решение относительно оспаривания кадастровой оценки они не имеют, так как не имеют права решающего голоса.
Учитывая то, что планирование бюджета муниципального образования осуществляется, в том числе на основании данных о кадастровой стоимости земельных участков и иных объектов недвижимости, и снижение этой стоимости ведет к изменению величины поступающих налоговых платежей, представляется справедливым участие представителей муниципальных образований в работе комиссии на временной основе с правом решающего голоса.
Однако, включение в состав комиссии представителей всех муниципальных образований не представляется возможным, в связи с этим законопроектом предлагается включать в состав комиссии представителя местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) временно, на период рассмотрения спора, касающегося определения кадастровой стоимости объекта расположенного на территории того или иного муниципального образования.