Работа

Проекты

О личном

Архив

Законопроекты, внесенные депутатом



Всего депутатом внесено законопроектов: 213



509085-7 О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Дата внесения в ГД: 12 июля 2018 года

Внесение изменений в статью 2 Федерального закона
от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
(далее – Закон) обусловлено необходимостью законодательного включения
в состав процесса водоснабжения забора воды (добычи подземных вод), а в состав процесса водоотведения сброса сточных вод (как в водные объекты, так и в сооружения, предназначенные для приема сточных вод), а также очистки сточных вод с использованием объектов централизованной или нецентрализованной системы водоотведения и обращения с осадком сточных вод и водоподготовки (при осуществлении таких видов деятельности).

Следует отметить, что во многих случаях сброс сточных вод организациями водопроводно-канализационного хозяйства (далее – ВКХ) осуществляется не в водные объекты, а в иные сооружения (пруды-накопители, пруды-испарители и т.д.), которые не являются водными объектами, а являются сооружениями, предназначенными для приема сточных вод. Деятельность таких организаций ВКХ также должна считаться водоотведением и регулироваться нормами Закона.

Кроме того, в проекте федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) учитывается, что различные организации могут осуществлять различные составляющие процессы водоотведения с использованием не в целом всей системы, а ее отдельных объектов.

Законопроектом вводится понятие «нецентрализованная система водоотведения», что обусловлено необходимостью урегулирования Законом отношений, когда объекты абонентов не имеют подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения, а осуществляют сброс сточных вод в выгребные ямы, септики и иные тому подобные устройства (сооружения). Однако, такие сточные воды в конечном итоге также должны сбрасываться в централизованную систему водоотведения (специально оборудованные на ней пункты) либо в иные сооружения, специально предназначенные для приема сточных вод, так как в противном случае возникает риск загрязнения окружающей среды или нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. При этом, во избежание коллизии с законодательством Российской Федерации об обращении с отходами производства и потребления, понятие «жидкие бытовые отходы» заменяется формулировкой «сточные воды, сбрасываемые с использованием нецентрализованной системы водоотведения».

Законопроект также вводит определения понятий «осадок сточных вод и осадок водоподготовки» (далее – осадок) и «обращение с осадком». Это делается в целях разграничения терминологии Закона и законодательства
Российской Федерации об обращении с отходами производства
и потребления.

Существующая система регулирования отношений по обращению
с осадком не позволяет четко разграничить, когда осадок становится отходом производства и потребления. Регулирование данного разграничения разъяснительными письмами Росприроднадзора не является надлежащим регулированием и приводит к возникновению неоднозначного правоприменения в различных субъектах Российской Федерации.

Соответственно, законопроектом вводится статья 304, в которой,
в том числе, устанавливается, что требования законодательства
Российской Федерации в области обращения с отходами производства
и потребления подлежат применению в отношении осадка по завершении обращения с осадком в соответствии с настоящим Федеральным законом
и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. До указанного времени осадок
не является отходом производства и потребления, а используется организацией ВКХ или третьими лицами с целью извлечения его полезных свойств, производства продукции или осуществляется предварительная обработка осадка с целью дальнейшего обращения с ним как с отходом.

Изменения в пункт 23 статьи 2 вызваны необходимостью учета того,
что дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды также принимаются от абонентов в централизованную систему водоотведения, поэтому их противопоставление с иными «водами» путем употребления слов «а также» является некорректным. Необходимо использование словосочетания «в том числе». Слова «если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод» необходимо исключить, так как даже если централизованная система водоотведения и не предназначена для приема каких-либо сточных вод, но они в нее фактически попадают (по тем или иным причинам), данные воды все равно должны считаться сточными водами и на данные правоотношения должны распространяться все нормы Закона, касающиеся сточных вод.

При этом учитывается, что сточные воды могут попадать в централизованную систему водоотведения не только от абонентов, но и иным образом, к примеру, с территорий общего пользования (площади, улицы, парки, скверы и т.д.), с осадками, из почвы.     

Проблема, решаемая введением части 62 статьи 7, заключается
в том, что во многих случаях собственник передает свои объекты третьим лицам (к примеру, по договору аренды), которые не вносят плату
за водоснабжение и водоотведение, накапливают задолженность, а потом расторгают договор (банкротятся и т.д.). Введение субсидиарной ответственности собственника позволит повысить стимул к заключению договоров с добросовестными арендаторами, а также гарантировать оплату воды и сточных вод.

Изменения в часть 10 статьи 7 направлены на учет того обстоятельства, что сброс загрязняющих веществ выше предельных показателей для сброса
в централизованные системы водоотведения приводит к постоянному негативному воздействию на их работу, не всегда видимому и определяемому визуально, при этом действующая норма о необходимости компенсации расходов организации, осуществляющей водоотведение, предполагает трактовку данной нормы, как необходимость каждый раз доказывать конкретный размер компенсации, причинно-следственную связь факта сброса с влиянием (воздействием) на систему и т.д.

Также изменения в статью 7 Закона обусловлены необходимостью учета того, что негативное воздействие загрязняющих веществ оказывается
в первую очередь на работу именно объектов централизованной системы водоотведения, при этом отдельные объекты данной системы могут принадлежать разным организациям.

Дополнением статьи 9 Закона предусматривается возможность довнесения технологически и функционально связанного имущества в уставный капитал являющихся гарантирующими организациями акционерных обществ, уже обладающих на праве собственности основной частью централизованных систем водоснабжения и водоотведения. Это необходимо для сохранения целостности системы в руках одного собственника. В противном случае будет возникать ситуация, когда вся система будет находиться в собственности организации, а некоторая часть сетей - в собственности муниципального образования.

В настоящее время бесхозяйные объекты могут быть переданы органом местного самоуправления только организации, являющейся государственным унитарным или муниципальным унитарным предприятием. В существующей ситуации в муниципальных образованиях, где организация, осуществляющая водоснабжение и водоотведение, имеет иную форму собственности, количество бесхозяйных объектов будет постоянно расти. В результате возникнет необходимость либо создания отдельной организации, управляющей такими объектами, либо проведения конкурса на их управление, в то время как наиболее эффективным решением проблемы является передача этих объектов собственнику централизованной системы водоснабжения и водоотведения – акционерному обществу.

При этом делается дополнительная оговорка о том, что увеличение уставного капитала акционерного общества, связанное с указанным довнесением, осуществляется путем выпуска дополнительных акций акционерного общества, приобретаемых в государственную или муниципальную собственность, при этом общая номинальная стоимость всех таких дополнительно выпускаемых акций не должна превышать 30 процентов от размера уставного капитала, определенного решением о создании акционерного общества.

Указанное дополнение согласуется с таким закрепленным в части 2 статьи 3 Закона общим принципом государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, как обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Изменения в статьи 14-19 Закона обусловлены необходимостью разрешения абонентам и организациям ВКХ дополнять договоры (помимо положений, установленных типовыми договорами) иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Следует отметить, что аналогичные положения в отношении отходов предусматриваются Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства
и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации
и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Изменения в часть 10 статьи 20 Закона необходимы, так как действующая редакция пунктов 1-3 части 10 статьи 20 Закона не охватывает всех необходимых случаев и не регулирует должным образом осуществление коммерческого учета расчетным способом. Так, согласно пункту 3 части 10 статьи 20 действующей редакции Закона применение расчетного способа возможно только при нарушении сроков представления показаний прибора учета в течение более шести месяцев, что лишает возможности применять какой-либо расчетный способ до истечения указанного срока.

Корректировка части 11 статьи 20 Закона обусловлена необходимостью учета того, что в централизованную систему водоотведения принимаются сточные воды, полученные абонентом из всех источников водоснабжения,
а не только централизованного (у абонента может быть своя скважина, свой водозабор и т.д.). Сведения об объемах воды из этих источников представляются самим абонентом и учитываются организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Также изменения части 11 статьи 20 Закона предполагают учет возможности подачи абонентом баланса водопотребления и водоотведения
в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 776.

С учетом поручений, содержащихся в протоколе совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 14 ноября 2017 г. № ДК-П9-297пр, законопроект предусматривает дополнение статьи 31 Закона положениями следующего содержания:

- регулирование тарифов на водоотведение с использованием нецентрализованной системы водоотведения осуществляется в отношении отведения сточных вод от многоквартирных домов на основании заявления органа местного самоуправления поселения, городского округа в орган регулирования тарифов. В иных случаях оплата услуг по отведению сточных вод с использованием нецентрализованной системы водоотведения осуществляется по нерегулируемой (договорной) цене;

- тариф на водоотведение, учитывающий расходы регулируемой организации исключительно на мероприятия, связанные с обращением с осадком, устанавливается органом регулирования тарифов субъекта Российской Федерации в случае, если объект, на котором осуществляется обращение с осадком, является объектом концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве или соглашения о муниципально-частном партнерстве. В иных случаях цена на услуги организации, осуществляющей исключительно обращение с осадком, является договорной (нерегулируемой).

Внесением изменений в часть 13 статьи 40 Закона закрепляется возможность обеспечения финансирования мероприятий инвестиционной программы, не относящихся к основным мероприятиям, предлагаемым концессионером в своем конкурсном предложении (например, по закупке движимого имущества, автотранспорта) в необходимом объеме.

Введение в статью 41.1 Закона части 1.1, а также дополнение статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» частью 11, направлено на выполнение поручения, содержащегося в подпункте 3.1 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 21 февраля 2017 г. № 43пр, согласно которому необходимо предусмотреть возможность передачи централизованных систем водоснабжения и водоотведения, отдельных объектов таких систем во временное безвозмездное пользование в случае прекращения договоров аренды или концессионных соглашений обязательством по надлежащей эксплуатации указанных систем (объектов).

Дополнение статьи 42 Закона частью 11 вызвано необходимостью устранения правовой неопределенности, связанной с действием инвестиционных программ организацией ВКХ, надбавок к тарифам в сфере водоснабжения и водоотведения и тарифов на подключение, установленных
в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ
«Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» до вступления в силу Закона. Следует отметить, что аналогичные нормы
в части сохранения действия надбавок к тарифам и тарифов на подключение
в сфере теплоснабжения на период, на который они установлены, предусмотрены частями 5 и 6 статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также частью 7.1 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Также с учетом поручений, содержащихся в протоколе совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 14 ноября 2017 г. № ДК-П9-297пр, законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ
«О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части дополнения перечня объектов соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве объектами, на которых осуществляется обращение с осадком сточных вод и (или) водоподготовки.

В целях синхронизации определения понятий «водоснабжение» и «водоотведение» с учетом осуществляемой законопроектом их корректировки, также вносятся соответствующие изменения в Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

Законопроектом предусматривается особый порядок вступления в силу пункта 1, абзаца третьего подпункта «д» пункта 2, подпунктов «а», «б» и «г» пункта 5, пункта 21 статьи 1, статьи 2 законопроекта - с 1 января 2019 года. Данный особый порядок обусловлен необходимостью наличия переходного периода для вступления в силу положений о сбросе сточных вод с использованием нецентрализованной системы водоотведения, об обращении с осадком, в том числе необходимостью принятия в данный переходный период изменений в соответствующие подзаконные нормативные правовые акты.

Законопроект не предполагает расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

 


Последнее событие

Стадия: Внесение законопроекта в Государственную Думу (прохождение законопроекта у Председателя Государственной Думы)
Дата события: 13 июля 2018 года


Законопроект на сайте Государственной Думы:  http://sozd.parliament.gov.ru/bill/509085-7

Возврат к списку