Работа

Проекты

О личном

Архив

Законопроекты, внесенные депутатом



Всего депутатом внесено законопроектов: 213



224755-7 О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"

Дата внесения в ГД: 12 июля 2017 года

В Российской Федерации реализуется принципы государственного регулирования туристической сферы, способствующие развитию внутреннего регионального и въездного регионального туризма, созданию туристско-рекреационных кластеров, поддержке приоритетных направлений развития туристской деятельности, что позволяет туристической отрасли динамично развиваться. По данным российского союза туриндустрии, Россию в 2016 году посетили 3,3 млн иностранных туристов, что на 11,2% больше, чем в 2015 году. Кроме того, отмечается уменьшение спроса российских туристов на отдых за рубежом. В сравнении с 2015 годом количество граждан, выезжающих на отдых за пределы Российской Федерации, сократилось на 8% и составило 31,66 млн человек. Следовательно, увеличиваются количественные показатели внутреннего туризма в России.

Наряду с привычными: культурно-познавательными, лечебно-оздоровительными видами туризма, становятся популярными и востребованными туристические продукты, включающие в себя элементы экстремального туризма: альпинизма, виндсерфинга, дайвинга, дельтапланеризма, горнолыжного спорта, кайтинга, рафтинга, скалолазания, спелеологии и т.д. Занятие любым из перечисленных выше видов спорта в развлекательных целях связано с повышенными факторами риска и травмоопасности.

Вместе с тем, по оценкам экспертов, на долю экстремального туризма приходится более 10% доли туристического рынка в мире, при этом, за счет своего многообразия и притягательности, данное направление оценивается как наиболее перспективное.

Ежегодно с наступлением курортных сезонов в СМИ появляются многочисленные сообщения о травмировании и даже гибели отдыхающих, которые имели неосторожность воспользоваться услугами недобросовестных туристических компаний, предлагающих экстремальные виды развлечений. Вместе с тем, несмотря на высокий уровень, оценка травмоопасности в экстремальном туризме затруднена в связи с отсутствием возможности сбора статистических данных. В травмпунктах, медицинских организациях, принимая травмированного пациента, медики ставят непосредственно диагноз о травмировании, зачастую не указывая место и причину получения травмы. 

Но открытые данные показывают, что проблема требует незамедлительного решения. Так, по сведениям МСЧ России, за 2016 на территории Российской Федерации спасено 12 909 граждан, попавших в опасную для жизнедеятельности человека ситуацию, при этом спасено на водных объектах – 3988 человек; в лесу – 861; в горах – 654 человека.  К сожалению, 1820 человек погибло. В том числе на водных объектах было потеряно 393 человека, в лесу – 45 жизней, в горах – 40 жизней. Еще 286 человек пропали без вести, из них на водных объектах – 164 человека, в лесу – 76, в горах – 28. За период 2016 года, по различным причинам (сердечный приступ, удар молнии, отек легких, переохлаждение, срыв, лавина, камнепад, обвал и т.д.) при занятии альпинизмом погибло 43 человека, из них 9 при организации коммерческого восхождения на Эльбрус. Неквалифицированное сопровождение занятий рафтингом привело к травмированию 36 человек, из которых 3 окончились  летальным исходом  в Кабардино-Балкарской Республике. Также нередки упоминая в средствах массовой информации о лобовых столкновениях при катаниях на гидроциклах, что отражено в тревожной статистике МЧС России о погибших.

В связи с повышенным риском и травмоопасностью  в мировой практике услуги, касающиеся экстремального либо приключенческого туризма, подлежат лицензированию. Например, в Египте после многочисленных жертв из-за грубых нарушений техники безопасности, было введено обязательное лицензирование организаций, предоставляющих услуги дайвинга, в Австрии и Черногории, США лицензии получают шкиперы, организующие рафтинг-туры и т.д. На территории Российской Федерации указанная деятельность не подлежит обязательному лицензированию.

Для обеспечения защиты и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, занимающихся туризмом на территории России, являющихся потребителями туристических услуг, связанных с активным отдыхом, занятиями спортом в развлекательных целях, необходимо ввести обязательное лицензирование  деятельности по прокату  и аренде специального оборудования (устройств, приспособлений) и (или) технических средств, которые могут являться источником повышенной опасности, используемых при занятиях активным отдыхом, туризмом и (или) занятиях спортом, в том числе в развлекательных целях, эксплуатация которых требует специальных навыков и знаний и связана с повышенной травмоопасностью, риском. Данная мера позволит повысить качество предоставления услуг и уровень ответственности организаций за техническое и качественное состояние предоставляемого оборудования (например, акваланги, альпинистское снаряжение, рафты и пр.).

Также представляется необходимым ввести обязательное лицензирование деятельности по обучению специальным навыкам и знаниям по использованию оборудования (устройств, приспособлений) и (или) эксплуатации технических средств, которые могут являться источником повышенной опасности, для занятий активным отдыхом, туризмом и (или) спортом, в том числе в развлекательных целях, и связанным с повышенной травмоопасностью, риском.

По состоянию на 1 квартал 2017 года большинство частных компаний, анонсирующих возможность обучения на собственной базе тому или иному виду экстремального спорта, посредством рекламы и информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в качестве вида экономической деятельности (по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2) использует коды которые защищают их от ответственности и не дают права на обучение. Компании предоставляющие услуги обучения рафтингу, альпинизму и другим видам спорта используют следующие коды:

         - 77.21 Прокат и аренда товаров для отдыха и спортивных товаров;

         - 93.19 Деятельность в области спорта прочая;

         - 93.29 Деятельность зрелищно-развлекательная и прочая

         -94.19 Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки

Это позволяет недобросовестным поставщикам услуг избегать ответственности за некачественно предоставленные услуги по обучению специальным спортивным навыкам в развлекательных или иных целях, а также необходимости найма на работу квалифицированного персонала: инструкторов, тренеров, одновременно увеличивая факторы травматизма.

В случае принятия законопроекта лицензирование данных видов деятельности позволит значительно сократить количество несчастных случаев, в том числе, со смертельным исходом при занятии экстремальным туризмом.  

Последнее событие

Стадия: Внесение законопроекта в Государственную Думу (прохождение законопроекта у Председателя Государственной Думы)
Дата события: 14 июля 2017 года


Законопроект на сайте Государственной Думы:  http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=224755-7&02

Возврат к списку