Работа

Проекты

О личном

Архив

Государственная Дума ФС РФ
Экспертный совет по небанковским финансово-кредитным организациям
Новости Совета

23 мая 2018 23:05
К сожалению, из-за рабочей занятости в Москве не смог поехать на форум, где вместе с бизнесом мы планировали продолжить обсуждение ряда законопроектов, которые касаются деятельности кооперативов.

Считаю эту работу чрезвычайно важной. Поясню, почему. Президент поставил Правительству задачу – необходимо заняться решением внутренних проблем страны. Прежде всего, развитием экономики.

Ключевую роль в этом процессе отводят банкам. Но мы видим, что банковская система не справляется с задачей развития экономики в целом и развитием местных экономик в частности. Кредиты остаются недоступны для большей части населения и бизнеса. При этом банки сосредоточили в своих руках основной объем денежной массы, став монополистами на финансовом рынке. Эта монополия привела к тому, что остальные участники рынка, в том числе кооперативы, не могут составить конкуренцию банкам.

Но если нет конкуренции, не будет и развития. Банки продолжат работать на собственное обогащение, а не на развитие экономики. Еще 100 лет назад Генри Форд сказал: «Не является ли тот факт, что владыки кредита достигли огромной власти симптомом, что в нашей финансовой системе что-то сгнило?». Так вот наша задача – это гниение остановить.

Кредитная кооперация может и должна составить банкам реальную конкуренцию! Она должна стать драйвером развития сельских экономик. Уже говорил и повторю - обеспечив рост на местах, мы обеспечим и рост экономики страны в целом.

Кооперативы сегодня нужны микробизнесу, людям на селе и в малых городах. В сельской местности кооператив вообще единственный доступный финансовый институт, где люди могут получить займ. А сегодня там проживает 40 миллионов человек! Если объединить их в кооперацию, какую мы получим синергию! Поэтому перед кредитной кооперацией необходимо ставить самые амбициозные цели.

Считаю, что к 2025 году кредитный портфель кооперации вполне может достичь 1 триллиона рублей. А к 2030 году – 5 триллионов. Число пайщиков с нынешних 2,5 миллионов человек к 2030 году может вырасти до 10 миллионов человек. А число кредитных кооператив с сегодняшних 1200 филиалов к 2030 году может увеличиться до 10 тысяч.

Кому-то может показаться, что это фантазия. Но давайте вспомним свой собственный исторический опыт. Еще 100 лет назад Российская империя была самой сильной кооперативной экономикой в мире. В стране работало 50 тысяч кооперативов. Только от одной кооперации маслоделов в казну государства поступало вдвое больше денег, чем от экспорта золота!

Этот опыт российской кооперации взяли другие страны. В итоге Корея, где еще в 70-е годы на 80% сельских территорий не было электричества, сегодня одна из самых быстро развивающихся экономик мира. В Индии 50% экспорта полуторамиллиардной страны обеспечивают сотни тысяч маленьких кооперативных фирм, которые работают в сельских территориях. Китай благодаря кооперации за 30 лет сделал скачок от самой бедной азиатской страны до главной экономики мира, обогнав США.

Что мешает России? На нашем Экспертном совете в Госдуме мы ищем конкретные ответы на этот вопрос и на вопрос - что делать. Наша цель – дать небанковским организациям, в том числе кредитной кооперации, возможности развернуться, создать понятные прозрачные условия для работы, поднять авторитет и престиж, при этом защитив потребителей.

Чтобы начать эти изменения, необходимо, прежде всего, принять понятную, стабильную и долгосрочную законодательную базу. Мы начали с оперативных вопросов, которые уже сейчас должны облегчить работу кооперативов по всей стране. Безотлагательные задачи - уменьшить прессинг на кооперацию и повысить ее надежность.

С этой целью мы разработали законопроект о снижении административной нагрузки на кооперативы в случае незначительных нарушений с их стороны. Непомерные штрафы не должны убивать кооперативы!

Второе наше предложение - упростить отчетность. Центробанк сегодня предлагает кооперативам сдавать отчеты в соответствии с международными стандартами. А мы ратуем за дебюрократизацию и более демократичные подходы в сфере контроля. Малому и среднему бизнесу надо дать больше свободы!

Третье - создание системы стабилизационного фонда за счет многоуровневой системы обеспечения финансовой устойчивости. Речь идет о страховании коммерческих рисков. Мы подготовили 2 законопроекта о внесении изменений в 193-ФЗ. Законопроект предусматривает право кооперативов последующего уровня предоставлять займы кооперативам предыдущего уровня и страховать риск невозврата займа.

И четвертое - в этом же законе мы вносим изменения, которые предусматривают повышение ответственности руководителей ревизионных союзов за составление заведомо ложного ревизионного заключения.

Центробанк и Минфин поддерживают все эти предложения, поэтому в ближайшее время они будут вынесены на рассмотрение депутатов Госдумы.

Но, к сожалению, все перечисленное не решает в полной мере главной задачи – развития экономики. Оперативные шаги не приближают нас к цели, которую мы поставили – сделать кооперацию драйвером местного развития. Они только облегчают работу, дают кооперативам возможность удержаться на плаву. А нам нужен прорыв!

В этой связи предложил бизнесу ряд идей.
Первое. Разработать программу льготного кооперативного ипотечного кредитования под 5-7 % годовых за счет субсидирования ипотеки из федерального бюджета. 
Доступное жилье – это главная точка роста на местах. Как только возобновится активная стройка – в регионы вернется развитие. Это станет мощным рывком и для кооперации, поскольку при запуске такой программы число пайщиков вырастет в десятки раз.

Второе. Разработать программу льготного кооперативного кредитования малого и среднего бизнеса. Не только сельхозбизнеса, но и других отраслей. Опять же, с привлечением федеральных средств. 
Тысячи малых предприятий на местах – это основа экономики страны в целом. Это ее фундамент. И вместе с кредитной кооперацией мы можем и должны этот фундамент построить!

Третье. Активизировать систему предоставления лизинга членам кооперативов. Сегодня закон это позволяет, но схема не работает – между кооперацией и лизингом не выстроена коммуникация. Поэтому мы будем выстраивать ее на площадке нашего Экспертного совета в Госдуме.

Приглашаю всех заинтересованных присоединяться к нашей работе.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru