Сегодня муниципалитеты сталкиваются с изменениями во всех сферах жизни, которые неизбежны в новых экономических условиях. Ухудшает их положение и сложившийся характер межбюджетных отношений. Например, в Вологде за последние два года в пользу регионального бюджета существенно сократился норматив отчислений основного источника доходного городского бюджета – НДФЛ. Ему остается только 17 % от сбора этого налога. По мнению городских властей, этого недостаточно, чтобы территория динамично развивалась.
При этом в отношении их никто не отменял существующие социальные обязательства. Вот и назрела необходимость поиска новых решений, формирования принципиально иных подходов деятельности в социально-экономической сфере.
Первой задачей городской администрации во главе с Евгением Шулеповым стала необходимость изменить сам характер взаимоотношений власти, бизнеса и горожан, сделать их не только партнерскими, взаимовыгодными, но и социально ответственными. Как сделать так, чтобы предприниматели получали то, ради чего работают – прибыль, власть – социальную стабильность и экономию средств бюджета, а обычные жители – удовлетворение потребностей без потери качества жизни? Ответ на этот опрос был найден в карте «Забота».
Пилотный проект стартовал в Вологде в 2009 году. В стране складывалась экономическая ситуация, похожая на нынешнюю. Стагнация во всех отраслях привела к тому, что муниципалитеты оптимизировали расходы и верстали бюджеты из минимальных затрат на развитие, бизнес испытывал нехватку оборотных средств, а население – тревогу за будущее.
Первым шагом стала организация ярмарок, где можно приобрести продукты, одежду и товары первой необходимости без торговой наценки, напрямую от производителей. Специалисты городского департамента экономического развития наладили торговые связи товаропроизводителями из Беларуси, предприятия и фермерские хозяйства из районов области также получили торговые места в центре областной столицы. Сегодня такие ярмарки продолжают работать не только как необходимый механизм поддержки населения, но и как неотъемлемый элемент образа старинной Вологды.
Вторым шагом стал диалог городской администрации с ритейлерами, которые работают на территории города. Они представляют собой важную составляющую его экономики: дают рабочие места, платят налоги, открывают магазины в шаговой доступности и могут позволить себе снижать цены на востребованные товары. Так родилась идея выпуска специальных дисконтных карт.
В первые дни работы проекта было выпущено 70 тыс. карт «Забота». Правда, изначально всего три предприятия откликнулись на просьбу городской власти объединиться, чтобы поддержать и вологжан, и экономику областной столицы: «Я собрал у себя в кабинете за одним столом директора одной из городских сетей супермаркетов, директора муниципального пассажирского автотранспортного предприятия и представителей аптечной сети. Говорю: надо стариков наших, чем можем, поддержать. Решили определить 20 основных продуктов питания, на которые будет 10% скидка. Тогда же решили, что нужно сделать специальные ценники – оранжевые, чтобы они сразу бросались в глаза. С остальными тоже договорились», - вспоминает Евгений Шулепов.
Но тогда в проект «Забота» вологодские сетевики шли неохотно: он предусматривал не разовую акцию по распродаже продуктов, а постоянную работу с покупателем, обязывая предоставлять скидку на набор социально необходимых товаров и услуг: хлеб, молоко, крупы, предметы гигиены… Определенного стандарта не существовало, поэтому предприятия сами назначали размер скидок на каждый продукт.
Администрация города в свою очередь широко информировала вологжан, что в Вологде появился проект, направленный на экономию их средств. Карта «Забота» раздавалась ветеранам и льготникам совершенно бесплатно. У каждого магазина были размещены большие информационные плакаты, указывавшие на то, что здесь можно получить скидку. И люди пошли именно в эти магазины, таким образом, существенно увеличив товарооборот магазинов – участников проекта.
Уже через несколько число последних выросло до десяти. К продуктовым сетям добавились магазины строительных материалов, парикмахерские, автотранспортные предприятия. К середине 2010 года с «Заботой» сотрудничали уже 22 организации – это 86 точек по всему городу. В 2015 году число партнеров городского проекта выросло в десять раз и составило 230 предприятий, предоставляющих покупателям скидки от 5 до 50%. За пять лет держатели карт сэкономили в общей сложности более 197 млн руб.
В 2016 году была проведена ревизия партнеров проекта, и было решено, что бизнес, который предоставлял скидки менее 10%, нужно исключить из него. Сейчас в проекте более 150 предприятий.
Однако «Забота» предполагает развитие не только экономической, но и социальной сферы. Так, в октябре 2011 года в Вологде был открыт культурно-досуговый центр с одноименным названием «Забота». Главной его задачей стала организация свободного времени пенсионеров и ветеранов.
Сначала на базе Центра работало не больше 20 кружков по интересам, однако популярность «Заботы» росла гораздо быстрее, чем ожидали. В первые же полтора года «Забота» приняла 60 тысяч посетителей. В 2012 году было отрыто уже 34 бесплатных класса, а в начале 2014 года – 60. Вологжане занимаются танцами, поют, танцуют, пишут стихи и картины, издают книги, изучают иностранные языки, занимаются гимнастикой и настоящим спортом.
«Забота» – это уникальный для России проект, – говорит Евгений Шулепов. – Сегодня он стал неотъемлемой частью города Вологды. Ни один ветеран и пенсионер не должен чувствовать себя забытым, а должен знать, что он нужен нашему городскому обществу и России в целом».
Опыт Вологды высоко оценили участники VI Всероссийского конкурса муниципальных образований, где ему было присвоено звание «Лучший социальный проект». По мнению ведущих ученых страны, метод поддержки населения и бизнеса, который активно продвигает муниципальная власть в Вологде, не мешало бы перенять Москве Санкт-Петербургу. «Когда люди с охотой идут в центр, где проявят о тебе заботу, где, главное, ты можешь выразиться и проявить себя независимо от твоего возраста, от того, сколько тебе лет, – это действительно уникальный пример того, что должно быть сегодня распространено в других уголках России», – сообщил директор Института Социологии РАН академик Михаил Горшков во время визита в центр «Забота».
Сейчас проект «Забота» вышел за пределы города Вологды. Он реализуется в большей части региона. На сегодняшний день к проекту «Забота» присоединились двадцать муниципальных образований области, заключив соглашение о сотрудничестве с администрацией Вологды.
Фото из архива Администрации города Вологды
Источник: http://volbusiness.ru/zabota-soczialnaya-podderzhka-i-ekonomicheskaya-vyigoda.html