Работа

Проекты

О личном

Архив

Публикации и интервью. Архив

16 октября 2012 13:09
Вологда - инновации для жизни (интервью журналу «Эксперт» № 40)
«Льняная столица», «кружевная столица», «культурная столица Русско­го Севера»... Каких только эпитетов и определений не придумано для Волог­ды. Впрочем, за последние годы этот регион, один из крупных промышлен­ных и культурных центров Северо-За­пада России, вышел за рамки провин­циальности и патриархальности. Не утрачивая исторической самобытно­сти, Вологда все активнее заявляет о себе как о центре внедрения иннова­ционных подходов и технологий во всех направлениях современной жиз­ни. О том, каким передовым опытом се­годня могут поделиться вологжане, рассказывает Глава Вологды Евгений Шулепов.
Евгений Шулепов: «Мы хотим сделать Вологду комфортной для жителей, гостей и бизнеса» «Льняная столица», «кружевная столица», «культурная столица Русско­го Севера»... Каких только эпитетов и определений не придумано для Волог­ды. Впрочем, за последние годы этот регион, один из крупных промышлен­ных и культурных центров Северо-За­пада России, вышел за рамки провин­циальности и патриархальности. Не утрачивая исторической самобытно­сти, Вологда все активнее заявляет о себе как о центре внедрения иннова­ционных подходов и технологий во всех направлениях современной жиз­ни. О том, каким передовым опытом се­годня могут поделиться вологжане, рассказывает Глава Вологды Евгений Шулепов. Площадка инноваций - Наверное, не ошибусь, если скажу, что Вологда для многих наших читате­лей, по крайней мере тех, кто в ней давно не был, ассоциируется со знаменитыми вологодскими маслом и кружевом, с купо­лами старинных церквей... И вот в сере­дине сентября в Вологде прошел крупный региональный инвестиционный форум, который уже получил высокую оценку властей и много положительных откли­ков в прессе. - Форум демонстрировал достижения по всем отраслям жизни областного центра, комплексный подход в развитии городской среды. Он не был похож на подобное меро­приятие в привычном нам смысле - с моде­раторами и многочасовыми заседаниями в большом зале. В середине сентября в Вологду съехались порядка 600 специалистов, которые на протя­жении целой недели знакомились с передо­вым опытом вологжан по целому ряду напра­влений: транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство, строительство и социальная сфера, образование и культура, здравоохра­нение и туризм, торговля и обществен­ное питание. В результате такого обще­ния высказывались предложения, воз­никали идеи, находились реальные возможности для сотрудничества. А своеобразным подведением итогов форума стало заседание совета Ассо­циации муниципальных образований Вологодской области, во время кото­рого Губернатор Вячеслав Позгалёв призвал активнее распространять инновационные наработки Вологды. Комплексный подход - Вы упомянули комплексный подход в развитии городской сре­ды. В чем он выражается примени­тельно к Вологде? - Вологда, как и многие другие города, сталкивается с различными вызовами. И главный из них - конкуренция за людей. Инициативных, образованных и талантли­вых. Именно на решение этой проблемы на­правлена принятая недавно Стратегия ком­плексной модернизации городской среды на период до 2020 года «Вологда - комфорт­ный город». Основная задача очень проста - гуманизация городской среды. То есть, мы должны сделать город максимально ком­фортным для вологжан, гостей и бизнеса. Создать все условия для жизни, работы и са­мореализации. При непосредственном участии и под­держке Правительства и Законодательного Собрания Вологодской области мы стремим­ся превратить наш город в центр культуры, образования, здравоохранения и торговли. Другими словами, реализовать имеющиеся конкурентные преимущества. Цементирую­щей основой реализации стратегии служит идея городского партнерства - объединение усилий власти, бизнеса и городского сооб­щества. Именно на максимальное включе­ние вологжан в процессы модернизации го­рода направлены все наши усилия. Сила в партнерстве - Все это время мы говорили о подхо­дах, которые власти Вологды использо­вали при разработке стратегии разви­тия. А какие примеры успешной реализа­ции инновационных проектов можно при­вести уже сегодня? - Одним из первых таких проектов, которые мы реализуем совместно с бизнесом на основе государственно-частного партнерства, стала «Городская дисконтная карта «Забота». Этот проект направлен на поддержку малообеспе­ченных горожан - пенсионеров и многодетных семей. Порядка 60 тысяч человек получили пластиковые карточки, дающие право на полу­чение скидок от 5 до 50 % на товары и услуги в торговых и аптечных сетях, на рынках и в па­рикмахерских, при посещении выставок и му­зеев. Даже в общественном транспорте цена билета для держателя «Заботы» снижена поч­ти вдвое. За два года реализации (с декабря 2009 года) этого проекта вологжане сэкономи­ли более 42 млн рублей. Сегодня этот проект насчитывает более 400 бизнес-участников. Чтобы попасть в их число, представителям бизнеса необходимо пройти своеобразный конкурсный отбор. К слову, примеру Вологды уже последовали другие муниципальные образования Вологодчины. Потому что, как показала практика, это выгодно и ветеранам, и бизнесу, и город­ским властям. - Недавно в Вологде открылся однои­менный культурно-досуговый центр... - С просьбой о создании подобного центра, объединяющего людей старшего поколения, ко мне обратились горожане, когда я только вступал в должность Главы Вологды. Теперь этот наказ получил конкретное воплощение. Центр «Забота» проводит занятия практиче­ски по 50 направлениям. Каждый ветеран и пенсионер может найти здесь дело по душе: от вязания и резьбы по дереву до занятий в спортивном зале и компьютерном классе. Кто сказал, что люди старшего поколения не хотят идти в ногу со временем? Занятия на компью­тере пользуются повышенным спросом, запи­сываются даже те, кому за 80. Мы старались сделать центр таким, чтобы жизнь пожилых людей была интересной, чтобы каждый из них ощутил нужность своему городу. Центр «Забо­та» стал первым подобным муниципальным учреждением в Вологодской области. Да и по России, насколько мне известно, таких едини­цы. Так что можно говорить о том, что Вологда реализовала очередной инновационный про­ект в социальной сфере. Город добрых дел - Можно ли сказать, что в Вологде вы­строена целостная система подобных проектов? - Все наши социальные проекты, а их боль­ше десятка, объединены под брендом «Волог­да - город добрых дел». Они затрагивают раз­личные направления жизни областного цен­тра и служат примером эффективного сотруд­ничества власти, бизнеса и населения. Это та­кие проекты, как «Молодежные трудовые бри­гады», «Город детства», «Цветущий город», «Город профессионалов» и другие. В Вологду в гости и за домом - Много ли гостей посещает Вологду сегодня? Что можно сказать о туристи­ческом потенциале культурной столицы Русского Севера? - Потенциал Вологды как туристического центра невероятно высок. В городе сохра­нилось много исторических памятников, большие возможности по открытию новых туристических маршрутов, которые могут заинтересовать как российских, так и ино­странных гостей. Привлекают туристов в Вологду и крупные культурные проекты - Международный фестиваль молодого евро­пейского кино VOICES, Международный фе­стиваль кантри-музыки Bluegrass, театраль­ные и музыкальные фестивали общероссий­ского масштаба - «Лето в Кремле», «Голоса истории», фестиваль студенческих, детских и любительских хоров «Молодая классика», фестиваль поэзии и музыки «Рубцовская осень». Не буду перечислять все, добавлю только, что ежегодно в Вологде проводятся более сотни фестивалей различного уровня, в том числе крупных международных. Совсем недавно благодаря Правительству области в нашем городе открылся уникаль­ный для России Музей кружева, получив­ший, к слову, международный статус. И в плане привлечения туристов городские власти активно сотрудничают с бизнесом. Развивается инфраструктура, строятся мини-отели, рестораны и кафе, открываются суве­нирные лавки. Одним из самых масштабных проектов в сфере государственно-частного партнерства можно считать постоянно дей­ствующую выставку малоэтажного домостро­ения «Вологодская слобода». Сегодня стало модным приезжать в Вологду не просто в го­сти, а чтобы купить деревянный дом, и для этого к нам едут не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из-за границы.